На днях прочитала в новостях, как детям в эстонской спецшколе задали написать сочинение о музыке в их жизни. Всё бы ничего, но только часть детей - глухие...
Но, в связке с этим припомнилось похожее: как нам, в средней школе задавали сочинения по картинам. Ваза с цветами сирени на мокрой от дождя террасе. Требуется написать две страницы как минимум. Вот, это была засада. Примеры по математике - ерунда, упражнения по русскому - тоже. А, вот это - проблема, потому что не о чем писать.
Точнее, есть о чём, кто знает как писать. Ещё точнее - что и как писать, когда сталкиваешься с подобной задачей. Для некоторых это не составляло труда, у кого дома полки были заставлены книгами и художественными альбомами. Чьи родители всё это собирали и рассказывали об этом детям, водили их с собой на выставки, всячески развивали. Но, что делать ребёнку, который даже хорошо учится, но родители - валенки заводские и весь набор его развлечений в детстве - телевизор, двор, зоопарк, цирк? Это один вопрос.
Вопрос второй - можно ли вообще написать об искусстве, если не знать, как о нём писать?
Вопрос третий - можно ли вообще написать об искусстве, можно ли словами выразить его суть, а не просто воспроизвести набор метафор и образов, которыми его обычно описывают? (оригинальный набор метафор и образов, только отъебитесь). Ведь описания обычно представляют из себя "дорожку", связку ключей человеку, уровень культурности которого позволяет ими воспользоваться, но не "приводят" к цели, к тому самому, ради чего за описание брались.
Я считаю, что нет, что выразить чувства к произведению искусства - это только создать новое произведение искусства. Все иные способы - просто создание "тропы", чтобы другие люди к этому произведению пришли. Честно сказать, и сама я большего не умею.
Но, в связке с этим припомнилось похожее: как нам, в средней школе задавали сочинения по картинам. Ваза с цветами сирени на мокрой от дождя террасе. Требуется написать две страницы как минимум. Вот, это была засада. Примеры по математике - ерунда, упражнения по русскому - тоже. А, вот это - проблема, потому что не о чем писать.
Точнее, есть о чём, кто знает как писать. Ещё точнее - что и как писать, когда сталкиваешься с подобной задачей. Для некоторых это не составляло труда, у кого дома полки были заставлены книгами и художественными альбомами. Чьи родители всё это собирали и рассказывали об этом детям, водили их с собой на выставки, всячески развивали. Но, что делать ребёнку, который даже хорошо учится, но родители - валенки заводские и весь набор его развлечений в детстве - телевизор, двор, зоопарк, цирк? Это один вопрос.
Вопрос второй - можно ли вообще написать об искусстве, если не знать, как о нём писать?
Вопрос третий - можно ли вообще написать об искусстве, можно ли словами выразить его суть, а не просто воспроизвести набор метафор и образов, которыми его обычно описывают? (оригинальный набор метафор и образов, только отъебитесь). Ведь описания обычно представляют из себя "дорожку", связку ключей человеку, уровень культурности которого позволяет ими воспользоваться, но не "приводят" к цели, к тому самому, ради чего за описание брались.
Я считаю, что нет, что выразить чувства к произведению искусства - это только создать новое произведение искусства. Все иные способы - просто создание "тропы", чтобы другие люди к этому произведению пришли. Честно сказать, и сама я большего не умею.
Конечно, я не понимаю, как глухонемой может писать о музыке в своей жизни или слепой о картинах. Но если есть глаза и уши, то можно научиться "слышать, видеть и рассказывать")).
- Один увидит звонок, как пятна цвета, другой как волны, а кто-то, допустим, нарисует желтый прямоугольник...
Из тридцати учеников не менее двадцати пяти сдали в конце урока желтый прямоугольник. Причем, самые успевающие ученики нарисовали его карандашом по линейке, и аккуратно закрасили желтой краской.
Надо было видеть лицо учителя... Я такой тоски в глазах до той поры не видел.