понедельник, 24 марта 2014
14.06 Окинава. Война. Подземные укрепления японских ВМС на полуострове Ороку 24.03.2014ВТОРОЙ ИЗ ТРЁХ НЕНАПИСАННЫХ ПОСТОВ ОБ ОКИНАВЕ

День 23 марта должен был быть ещё длиннее: вместе с Парком Мира и Музеем Химеюри я хотела посетить подземные укрепления в районе Ороку г. Наха, где держали оборону военные моряки контр-адмирала Ота Мамору, до 13 июня 1945. Но, после музыкального фестиваля, у меня не получилось встать так рано и эту часть пришлось пропустить.
О достопримечательностях Южной Окинавы в Интернете информации нашлось очень мало, поэтому на 24-ое марта я запланировала себе парк развлечений Okinawa World. Проснувшись утром 24-ого, я осознала, что эта поездка меня, точно, духовно не обогатит. И, в этот освободившийся день решила сначала съездить посмотреть на оставшийся памятник войны, а вечером - просто погулять по городу и зайти в магазины на главной улице и местные магазины сети BookOff.
Ехать было надо опять на том же, 98-ом автобусе до остановки Томигусуку. Но, на карте автобусная остановка обозначена не была, поэтому на месте музей пришлось поискать. Указатель дороги к нему оказался у подножия холма, на котором я стояла, делая эту фотографию:
читать дальше
На склонах холма расположился спортивный парк, а до музея нужно было подниматься по всем лестницам, на самый верх. Тот же пейзаж с лестницы, в деревьях:

Делая эту запись сегодня, 9 августа 2015, я осознаю, сколько важных моментов этой поездки уже стёрлось у меня из памяти из-за того, что я считала, что эти посты уже написаны. Например, смутно помню о том, что по дороге к музею была чем-то ошарашена и поражена. Это были какие-то звуки, раздававшиеся из динамиков по всему парку. И, когда-нибудь я вспомню, какие.
Лестница наверх заканчивалась возле от такого памятнику контр-адмирату Ота и его морякам:


А, на этом камне высечены его последние стихи, которые всё ещё различимы на стене убежища в занимаемом им помещении:

Слева от памятника видна деревянная обзорная площадка. С неё открывается вид на город Наха. Фотографии сделаны последовательно, как панорама:






Вход в музей находится на том же уровне, в этом стеклянном здании:


Внутри, на стенах были развешаны репродукции хрестоматийных фотографий, которые видели все, кто интересовался военной историей Окинвы, а там, где стояли автоматы с напитками и скамейки для отдыха, на мониторе крутилось интервью со старой женщиной, очевидцем событий.

Спустившись по лестнице на один этаж вниз, я попала в небольшой музейный зал, где и была показана история этого места.
Этот комплекс подземных туннелей на полуострове Ороку, общей длиной почти 450 метров был построен Инженерным подразделением Ямане ВМФ Японии в 1944 году, когда уже стало ясно, что военных действий на территории Японии не избежать. Работу выполняли не только военные, но и гражданское население острова, включая женщин и детей. Никакой механизации не применялось, все туннели были вырыты кирками и лопатами. Убежище было предназначено для защиты от американских бомбардировок и долговременной обороны 4 000 солдат.
В начале 1945 года в Ороку было сосредоточено 9 000 военных моряков и 1 100 добровольце гражданского населения для защиты столицы острова, города Наха и его аэродрома.
В конце мая 1945, после 2-месячной обороны, 32-ая японская армия генерала Усидзимы была выбита со своих позиций на горном хребте Какадзу, на северной границе Наха и попыталась закрепиться на юге, недалеко от города Итоман, на холмах Куниси полуострова Ороку. Но, 4 июня с моря туда высадилась 6-ая группа морской пехоты США генерала Лемюэля С. Шепарда-младшего и позиции японских войск на полуострове оказались под ударом с двух направлений.
6 июня адмирал Ота написал длинную телеграмму вице-адмиралу ВМС Японии, текст которой можно прочитать в музее. В ней он описал текущую ситуацию на фронте и особенно отметил сотрудничество и самопожертвование местного населения Окинавы в деле обороны острова и попросил "отныне и навсегда выказывать жителям префектуры Окинава особое расположение и уважение".
После 10 дней ожесточённых боёв, адмирал Ота, другие офицеры и 175 оставшихся внутри моряков совершили самоубийство. В битве на полуострове Ороку японские моряки потеряли 4 000 человек, 6-ое подразделение американской морской пехоты не досчиталось 1 600, убитыми и ранеными.
Так как до 1972 года японская префектура Окинава не принадлежала Японии, а находилась под управлением военных США, тела погибших пролежали в туннелях 25 лет. Только в 1970 году подземное убежище было вскрыто, останки японских моряков - извлечены и создан существующий сейчас музей.
Находясь в музейном зале с артефактами и фотографиями, трудно поверить, что обычная дверь из него ведёт туда, где случился этот кошмар. Спуск:





В материалах музея сказано, что убежище не восстанавливалось и не ремонтировалось. Кирками и лопатами, оно было построено настолько качественно, что со времён войны его внешний вид не изменился. Большая часть электропроводки - также, оригинальная. Из 450-метров туннелей доступно для осмотра около 300, исключения составляют наиболее узкие и запутанные закоулки, куда вход закрыт.
По форме убежище напоминает еловую лапу, у которой некоторые веточки пересекаются между собой. Есть несколько штабных комнат, с бетонной отделкой. Больших комнат - мало, помещения для солдат расположены в небольших казематах, отрытых в шахматном порядке слева и справа от туннелей. Таким же образом расположены госпитали и кухни, как на этих фотографиях:


Убежище было оборудовано несколькими замаскированными выходами в склонах холма, для неожиданных появлений перед противником:


Другие коридоры и помещения:






Штабная комната контр-адмирала Ота Мамору. Вход в неё закрыт, можно снять только их этого неудобного положения:

Вход в каземат, где он и другие офицеры погибли, 13 июня:

Выбоины на стенах - от осколков убившей их ручной гранаты:





Последний туннель, перед выходом:

Музей представлен во всех туристических справочниках, поэтому - довольно посещаем. Толпы в нём не ходят, но хрестоматийная свиножопая пара американцев с ребёнком овощного возраста и другие неуместные персонажи то и дела возникали у меня перед глазами, тут и там. Поэтому, приходить туда лучше в неудобное время, такие места лучше осматривать и ощущать одному.
Помню, что после музея я поехала в гостиницу и отдыхала всю середину дня, а вечером пошла гулять на торговую, улицу Международную (Кокусай-дори), которая заканчивалась как раз у моей станции монорельса, Макиси.
Прежде всего, хотелось поесть. Во всех новых японских городах я ищу суши-бары, а на Окинаве это было особенно интересно, так как основа хозяйства острова - именно море. Но, пройдя не один квартал косых переулков центра, нормальный суши-бар я так и не обнаружила. На главной улице были рестораны с морепродуктами, но устраивать себе сабантуй на 3 000 йен не сильно было нужно и не хотелось, и я решила остановиться на более простой еде. Почти вернувшись к станциии Макиси, я остановилась на удоне с мясом, который поела в очень колоритном заведении, котором готовили и подавали еду старенькие дедушка и бабушка, а помещение и кухня вдоль стены выглядели так, будто сюда заходили поесть ещё американские солдаты в 45-ом. Только в Японии я научилась ценить такие места и вещи.


Кафе понравилось и другим иностранцам, а дедушка оказался общительным, благодаря чему выяснилось, что российские туристы здесь - не такие редкие гости.
Сувенирные магазины Кокусай-дори оказались ну очень сувенирными. Ассортимент в них - примерно одинаковый, что наводило на мысль, что хозяева у многих точек - одни и те же. Тройка лидеров - футболки с надписью "Умин" ("человек моря"), стаканы и вазочки цветного стекла и, конечно, санчины - окинавские музыкальные инструменты, начиная от простых, сувенирных, до настоящих, отделанных змеиной кожей. Треньканье санчина и диковатые окинавские песенки доносились также, из каждого магазина, кафе и угла. Их записи тоже можно было купить на дисках, но я знаю более приятных артистов родом с Окинавы.
Центральная часть улицы представляла из себя местную Сибуйю, с толпами молодёжи, сценой, массовиками-затейниками и телекамерами. Кажется, в этот момент там даже выступали какие-то большие местные знаменитости.
После захода солнца, я всё-таки дошла до предпоследней перед аэропортом станции монорельса, Акамине, чтобы посмотреть, что продаётся в одном из двух городских магазинов Book-Off. Насчёт окинавских Book-Off у меня была надежда, что на периферии редкостные вещи залёживаются дольше. Чёрта с два! Я внимательно осмотрела все полки с CD и DVD, но не нашла НИЧЕГО из того, что я слушаю, ВООБЩЕ! То, что чем дальше от Токио, тем меньше известна музыка независимых артистов, я ощутила уже в Осаке. Из аниме-артистов в магазинах Окинавы - только пара дисков одной Наны Мизуки, а музыка не слишком известных артистов из додзин-кругов - просто отсутствует как вид. Конечно, это не так важно, просто открыла для себя этот факт.
Три фотки по пути от Акамине, обратно:



Шимоцки Харука, ради которой я приехала на фестиваль ГеймТакт, в Твиттере написала, что вернулась в Токио утром. Пожелала ей счастливого пути, по-русски)
@темы:
Япония
Ещё бы поменьше других людей...
Анастасия.