21.6 Концерт Киры Томохико в клубе Shibuya Last Waltz 25.10.2015Kira Tomohiko ("Zabadak"
- Gitaa to suzu to fumen-dai to watashi in Shibuya Last Waltz 25.10.2015 (Tokyo)
吉良知彦「ギターと鈴と譜面台と私@Last Waltz」

Как я отношусь к творчеству "Zabadak" - все очень хорошо знают. Помимо того, что музыка "Zabadak" - необычна и интересна, это ещё и группа настоящих музыкантов, каждое живое выступление которых приносит сюрпризы.
О том, что лидер группы, Кира Томохико, ещё выступает и с сольной программой, я узнала летом 2014 года, когда планировала себе длинную поездку с заездом на Хоккайдо, в городах и посёлках которого Кира-сан собирался выступать. Но, ту поездку пришлось сократить до минимума из-за временных нестыковок. Второй случай предоставился, когда Кира-сан запланировал концерт "Гитара, бубенцы, пюпитр и я" 20 марта 2015, но в этот же день выступал Дзиманг. Я долго разрывалась между тем, что выбрать, даже выложила голосовалку на дайри (получилось 3:7 в пользу Дзиманга) и предпочла концерт дяди Дзиманга, в музыкальном кафе La Donna на Харадзюку, с большой группой, чем выступление одного Киры-сана с гитарой в крошечном кафе Сетагайи, за чаевые. Если бы я знала тогда, что оказалась не совсем права.
Увидев объявление о концерте Киры-сана 25 октября я обрадовалась, что в этот раз мне уже ничто не помешает. Вечером, после концерта, нам нужно было встретиться с
Toshatchi, и, вначале, я назначила время на 21 час. Концерт Киры-сана должен был начинаться в 18:00 и я подумала, что мне по-любому хватит времени добраться от Сибуйи до Акихабары, "- Ну, сколько может длиться концерт одного человека с гитарой? Полтора часа, два?" Максимум, на что я рассчитывала, так это на то, что Кира-сан отыграет небольшой шеф-концертик из своих самых известных песен, сделав небольшую выручку хозяевам клуба "Last Waltz" - и хватит. Но, что то заставило меня взять и изменить время встречи, сначала на 21:30, а потом - вовсе, на 22:00. Как же я оказалась в этом права!
Утро этого незабываемого дня было занято походом на фестивать M3-36, а в Сибуйю я поехала сразу после его окончания, в 15:30, мне казалось, что у меня будет достаточно времени, чтобы и поесть, и прогуляться в тамошний большой магазин "Mandarake". Но, организаторы концерта в письме написали, "Даже если вы забронировали себе билет, для того, чтобы Вам досталось сидячее место, лучше прийти пораньше". Поэтому, выйдя из кафе в 16:45, я увидела, что времени на "Мандараке" - не осталось: "Last Waltz" было расположено в той части Сибуйи, где я никогда не была, причём, довольно далеко от станции, и если я не пойду туда прямо сейчас, то опоздаю.
Погода в последний день сильно испортилась, было солнечно, но холодно и очень ветрено, а вечером, в сумерках - осталось только то, что после "но". В 17:15 я уже была у входа в клуб "Last Waltz", где, в нише здания, уже дубели ещё 9 человек. Тема была очень актуальна, потому что, когда люди подошли ещё, присутствующие потеснились, чтобы хвост очереди тоже оказался внутри, а не снаружи. А, а одного человека - конкретно застебали за то, что все были одеты тепло, а он пришёл в футболке. Вначале, на него просто смотрели дикими глазами, а потом спросили, зачем он оделся так, уж не проспорил ли он кому-то. Вход в кафе "Last Waltz" by Shiosai 25 октября:
читать дальше

В 17:30 табличку "Closed" сменили на "Open" и всех впустили вовнутрь. Было приятно увидеть своё имя в списке, ведь я бронировала себе билетик, но на первый ряд из шести мест сесть не удалось, они уже были заняты компанией как раз из шести человек, пришедших первыми. Я уселась во втором, по центру, ближе к проходу, чтобы передние не мешали мне хорошо видеть Киру-сана. За 3500 йен полагался не только концерт, но и один напиток. Забавно было услышать голос Киры-сана, когда я ходила мыть руки. "Странно, ведь в зале звучит другая музыка", - в первый момент подумала я, а потом дошло, что клуб - небольшой и комнатка, где он сейчас находится и репетирует - прямо за этой стеной.
К началу концерта, в зале было 19 человек зрителей. В 18 часов Кира-сан вышел на сцену. Одет он был просто, в чёрные брюки и тёмно-синюю рубаху в белую клетку, волосы у него сейчас - отросшие, висят лохмами. Он приладил к левой ноге бубенчики и взял простую шестиструнную гитару, внутрь которой был вставлен микрофончик. На пюпитре перед ним был укреплён планшет.
Первая песня оказалась лихой и мелодичной, но едва мне знакомой, потому что это была заглавная вещь его новейшего альбома, "Если это ад, то ты - ангел", Koko ga narakunara, kimi wa tenshi. После, Кира-сан поздоровался и сказал "- Первый раз в этом месте выступаю. Страшно..."
Я уж приготовилась к тому, половину концерта Кира-сан будет играть незнакомые новые песни, а он уткнулся в планшет и сказал, что исполнит песню (или песни), которую попросили зрители и заиграл знакомые до боли первые аккорды... песни "Битлз" с альбома "Abbey road" 1969, Something! И не просто кое-как пробренчал её на гитаре, как делают другие артисты в попытках "зарисоваться" в исполнении классики, а сыграл красиво, спел с таким чувством, что, клянусь, даже автор этой "лучшей песни Леннона - МакКартни", Джордж Харрисон, остался бы доволен. Я такого никак не ожидала, от удовольствия я уже летала облаках, но если бы я знала, что это было только начало полёта.
Следующей Кира-сан исполнил ещё одну новую песню, TEPHRA~Tozasareta sora и при этом стало понятно назначение ещё одного инструмента, которым он пользовался, педали под правой ногой. Она была нужна, чтобы записывать отдельные партии и воспроизводить из в закольцованном виде, добавляя как в фон в композиции.
Moon Child, следующую "заказную" песню, я не знала, творчеством группы "King Krimson" я никогда не интересовалась. Без паузы, Кира-сан исполнил фрагмент песни The sage, группы "Emerson, Lake and Palmer", которая перетекла в его собственную, Mizu no odori, которую я слышала только на концертных записях, а в альбомах "Zabadak" она не выходила, только на EP. Вокала там немного, но играется длинное и красивое гитарное соло в середине.
"- А, следующая песня... будет тоже, заказ... Но, на самом деле, это я её себе заказал!" - сказал Кира-сан и заиграл England my lion heart, из альбома "Lion heart" 1979 Кейт Буш. О том, как к ней относится Кира-сан я узнала не так давно, после его записи в твиттере о походе на концерт этой артистки. Там был абсолютный восторг, было видно, человек давно ждал этой возможности и очень хорошо знает её творчество, потому что выложил подробный сет-лист. Но, и до этого, зная и любя альбомы Кейт Буш до 1985 года и первые альбомы "Zabadak", я, если не осознавала, то чувствовала, что ветер в них дует с одного направления. Возможно, с Кирой-саном они даже знакомы, потому что он называл её "Кейто-тян".
Далее последовал ещё один прекрасный подарок мне, песня Wish You Were Here с моего любимого альбома "Pink Floyd" 1975 года.
Вступление следующей песни взволновало меня ещё сильнее, потому что это была Watashi wa hitsuji, из одноимённого альбома 1991-ого, песня "Zabadak", но написал её не Кира-сан, а Уэно Йоко! Вот оно значит как, если Йоко-сан сказала (мне), что песен "Zabadak" больше не будет (я не спрашивала, ей самой захотелось это подчеркнуть), то со стороны Киры-сана - всё нормально. Песня была задорной, чисто девчачьей и я не представляла, что её вообще может исполнить сам Кира-сан. Ну, что же, если песни Йоко не желает петь сама Йоко, пусть их поёт Кира-сан, ведь удовольствия от этого - не меньше.
"- Я спою Mizu no sortilage (из первого альбома, "Water garden" 1987), но вы же мне поможете?" - сказал Кира-сан и один из зрителей, сидевших на скамеечке у стены, слева от меня, достали пианики, а один - блок-флейту. Я видела такое на концерте 12 октября прошлого года, но не ожидала увидеть здесь. С импровизированным духовым квартетом, который Кира-сан назвал "Kaze-bu", вступление вышло кривовато, но отлично - в других частях песни.
А, для следующей песни с того же альбома, Ohaio satsujin jiken, понадобилось не только подыграть, но и подпеть в припеве, "- У, у-у-у!", с чем в зале тоже успешно справились!
Я заметила, что на этой самой скамеечке, вдоль стены, сидит девушка, похожая на Таниоку Куми. С Кирой-саном они точно знакомы, вместе они были хотя бы на концерте Мицуды Ясунори. "Вот, думаю, надо же, как бывает!" Девушка держала в руках пианику, но не могла на ней толком играть из-за забитого мундштука. Приглядевшись к ней повнимательнее, я решила, что с вероятностью 95 процентов это не Таниока-сан. Кроме всего прочего, про Таниоку-сан я знаю, что она - мастер художественного свиста и уже точно не стала бы мучится с мундштуком.
Следующая вещь тоже порадовала несказанно, Riddle Linda, из лучшего альбома 90-х, "Hikari furu asa" 1996, того самого, где половина песен написана под впечатлением произведений Миядзавы Кенджи. Тем более, что в альбоме пела её девочка, а здесь исполнил сам Кира-сан. В песне есть завязывающие язык в узел места, на которых Кира-сан даже сбился и чтобы показать, как это было сложно, предложил зрителям произнести несколько сложных скороговорок.
Полюбить альбом "Hachimitsu hakusho" 1998 у меня не получилось, но какие славные вещи в нём, оказывается, есть, если их исполнять отдельно, как, например, Kaerimichi, которую Кира-сан лихо исполнил следующей.
Ещё одна песня Уэно Йоко, патриотичная Asia no hana, не оставила сомнений в том, что её песни из наследия "Zabadak" точно не исчезнут.
Через час и 20 минут выступления Кира-сан объявил перерыв. Это означало, что концерт продлится уже никак не два часа и это было прекрасно, но проросли первые ростки беспокойства за то, что в рекордере, выдержавшем вчерашний трёхчасовой концерт Харуки, могут раньше времени взять и сдохнуть батарейки!
Открыла второе отделение снова песня Уэно Йоко, Let there be light, концовка альбома "Sora tobu yume" 1989.
"- Сейчас мы репетируем с Мицудой Ясунори..." - начал Кира-сан и я снова обрадовалась, что это долгожданное сотрудничество, которое вылилось в двухдневной концерт 25 и 26 июля этого года, найдёт своё отражение и в этом концерте. И, действительно, Кира-сан исполнил заглавную песню Мицуды-сана из игры 1996 года, Radical dreams.
Следующую песню Кира-сан разрешил заказать прямо из зала. С первого ряда предложили Mugen no naka no do no atari, с альбома "Hito" 2011. "Та-та-там, та-та-там..." - сразу запел он её забавное вступление, что человек, который её заказал, наверное, даже смутился, но песню Кира-сан всё равно исполнил.
Тяжёлую и надрывную заглавную вещь с этого альбома, Hito, я тоже очень хорошо помню, и следующей Кира-сан заиграл именно её. За ней последовали две ещё такие же энергичные Hitotsu no jiken и Jukai, с предыдущего альбома, "Heikou sekai" 2009. Играл и пел он так самоотверженно, что взяв последний аккорд, прохрипел: "- Одну минуту..." и молниеносно рванулся в гриммёрку, пить воду. В баре кафе это заметили и вынесли ему стаканчик. Кира-сан попил ещё, но недопитый стакан не вернул: "- Здесь оставьте!"
Следующей стала красивейшая песня Wonderful life, с одноимённого альбома 2004 года. Слушая её, я всегда представляю себе раскрывающийся цветок.
Вступление песни Джона Леннона Woman я узнала сразу. Альбом "Double fantasy" 1980 был одним из первых его альбомов, которые я оценила. Вначале Кира-сан напутал слова, но начал песню сначала. Голос у него звучит примерно в той же тональности, что и участников "Битлз", так что их песни в его исполнении вызывают некоторый когнитивный диссонанс, в первые секунды трудно понять, что поют не они.
Следующие артисты, песни которых Кира-сан исполнил, не были в числе тех, чьё творчество я знала хорошо, но то, что это Пол Саймон и Артур Гарфанкл я поняла сразу. А, песни были - The boxer и Old friends~Bookends theme.
Вступление следующей песни, которую Кира-сан заиграл, показалось мне походим на I want you с того же битловского альбома, "Abbey road", но, в действительности это оказалось начало Because. Кира-сан спел "- Beca-a-a-a-a-a-a-a-a-a..." и, не успев перевернуть на планшете страничку с текстом, продолжал тянуть эту ноту, вызвав смех в зале. Но, на этом прикол не закончился, потому что после он начал You neve give me your money, песню длинную и состоящую из очень разнородных фрагментов, которые надо было умудриться сыграть на одной гитаре. И, Кира-сан их сыграл, но не остановился на этом и перешёл на следующую песню, Sun king, а потом - на Mean Mr. Mustard, Polythene Pam и She Came in Through the Bathroom Window, я офигевала и гадала, где же он теперь остановится, неужели он отыграет всю вторую сторону альбома "Abbey Road" до конца? Но, Кира-сан перелез и на Golden Slumbers, и на Carry That Weight, и даже на The End, который вообще непонятно, как сыграть на гитаре, но как-то это у него получилось и он допел по самых "... and in the end the love you take is equal to the love you make!" А-а-а-а-а-а-а-а-а! Вот это да!!! Мозгами я медленно переваривала, что я сейчас услышала и молилась, что несчастных батареек всё же хватило, иначе мне до конца жизни придётся рассказывать об этом только словами!
После целой серии каверов, Кира-сан продолжил своей, Arukitaku naru wataru, недооценённой мной лиричной песней, предпоследней в альбоме "Sakura" 1993. Начало следующей песни, Appolo no tsuki из альбома "Blizzard music" 2001, Кира-сан попросил подпеть зрителей, но при этом прикололся, начиная песню четыре раза, каждый раз выше прежнего.
Затем, Кира-сан попробовал наиграть начало песни "Тенгоку но кайдан", то есть, Stairway to heaven, "Led zeppelin", но петь её не стал, так что последним исполненным кавером стала песня "Битлз", Black bird, с безымянного альбома 1968 года, которой он придумал длинное, красивое вступление.
Конец выступлению стал виден только тогда, когда Кира-сан заиграл вступление Tooi ongaku, самой известной песни "Zabadak", которой он часто заканчивает. Начинал он её два раза, и сыграл её долгую, "задумчивую" версию, кроме гитары, использовав своё чудо-устройство, создав полифонию в конце и добавил мистики голосом, спев в микрофон внутри корпуса гитары. Правда, ошибся, случайно выключив закольцованную гитарную партию раньше. И, сразу после этого заиграл вступление резвой Easy going! Надо ли теперь говорить, что этого я тоже не ожидала, если Кира-сан сыграл на гитаре всю вторую сторону "Abbey road"! Easy going выглядела бы бедновато без мощных подпевок в конце песни и 18 человек в зале спели их так офигенно, что их снова можно было принять за бэк-вокал на альбоме. Концовка с ускоряющимся темпом вышла ураганной и потонула в аплодисментах. Основная часть концерта закончилась.
Несмотря на то, что Кира-сан отыграл больше трёх часов, он вышел снова и на бис исполнил одну и самых красивых своих песен и желанных, Chiisana uchuu.
Стрелки часов перевалили за 21:30. Народ в зале не думал расходиться, а по самоотверженности Киры-сана можно было догадаться о том, что это неспроста, что скорее всего петь он больше не будет, но выйдет попить пива и пообщаться со зрителями. У меня тоже возникла мысль остаться, но, подумав о том, что я буду здесь наслаждаться, а ровно всё это время Toshatchi будет ждать меня на улице, на холодном ветру, я подняла задницу и рванулась к выходу.
Даже найдя ещё более близкий вход в метро, на встречу с ним я уже не успевала, оставалось 20 минут, и этого было недостаточно, чтобы добраться до Акихабары. Вынутый рекордер тоже не порадовал: лампочки на нём погасли о и месте концерта, где запись прервалась, оставалось только догадываться.
В итоге, всё вышло не так страшно. Toshatchi пришлось ждать меня не больше 10 минут. "- Пойдём хоть куда, хоть в Макдональдс, только там, где тепло!" - сказала я и мы действительно засели в Макдональдс, где буквально накинулись друг на друга с кучей новостей: я - про M3, Харуку и крышесносный концерт Киры-сана, а он - про свою новую офигенную работу, ту самую, из-за которой ему пришлось пожертвовать M3 и перенести нашу встречу. Подробностей Toshatchi просил не раскрывать, поэтому я скажу только то, что сейчас они делают то, чего ждут любители игр всего мира.
Дома меня тоже ждал приятный сюрприз: батарейки, которые я раньше не использовала и о времени их работы была без понятия, честно отработали 190 минут, оставив незаписанными только Tooi ongaku, Easy going и Chiisana uchuu, песни известные и часто исполняемые, в то время как вся основная часть, содержащая самые офигенные сюрпризы, осталась на карте.
Если высказать самые общие впечатления от концерта кратко - то я была потрясена. Во-первых - тем что Кира-сан явно показал, из чего выросло его творчество и особенно приятно, что это было то, на что в своё время буквально молилась я, ведь творчество многих музыкантов, песни которых он исполнил, я знаю от А до Я. Во-вторых - своей самоотверженностью. Пока в Японии я не видела музыкантов, способных отыграть трёчасовой концерт (чистого времени) для 19-ти человек, заплативших по 3000 йен. А, в-третьих, после этого концерта я поняла, что разделение на "Кира Томохико" и "группа Zabadak" - не имеет никакого смысла: Кира-сан - это и есть "Zabadak", самая основная и неотъемлемая часть, без которой всё остальное не могло и не может существовать.
Теперь я думаю даже о том, что сольные концерты Киры-сана - это не только повод однозначно на них пойти, но и приехать в Японию исключительно ради них. Жду - не дождусь концерта "Zabadak" 14 ноября в Токио и готовлюсь к сюрпризам, которые могут преподнести совместные выступления Киры-сана и Кимуры Ринтаро на Хоккайдо.Сет-лист выступления, который написал в твиттере сам Кира-сан:01. ここが奈落なら、きみは天使
02. サムシング(ビートルズ
03. TEPHRA~閉ざされた空
04. Moonchild(キング・クリムゾン
05. The Sage(ELP)
06. 水の踊り
07. Lion heart(ケイト・ブッシュ
08. Wish You Were Here (ピンク・フロイド
09. 私は羊
10. 水のソルティレージュ(with風部
11. オハイオ殺人事件(with風部

12. Riddle Linda
13. かえりみち
14. アジアの花
15. Let there be light
16. Radical Dreamers(光田康典
17. 無限の中のどのあたり
18. ひと
19. ふたつの事件
20. 樹海
21. Wonderful life
22. Woman
23. THE BOXER
24. OLD FRIENDS~BOOKENDS THEME(23.24ともサイモン&ガーファンクル

25. アビーロードB面(ビートルズ
26. 歩きたくなる径
27. アポロの月
28. Black Bird(ビートルズ
29. 遠い音楽
30. Easy Going
31. 小さい宇宙