Главной целью этой поездки было добраться до удалённого острова Этадзима, чтобы попасть в расположенную там Военно-морскую академию, чтобы своими глазами увидеть учебное заведение, где обучались люди, устроившие пиндосам детский утренник 7 декабря 1941 года и другие герои войны.
Из далёких полей прилетел воробей. UDMA66 вчера вечером приехал из Лондона, а Онее-тян сказала: - "Завтра в 6:54 - на станции!":
читать дальшеМы выехали рано, чтобы не сразу ехать в порт Куре, чтобы оттуда переправиться на Этадзиму, а через Хиросиму, чтобы udma66 смог увидеть исторические места, а Онее-тян - побывать там во второй раз в жизни.
Хиросима - это действующий музей под открытым небом. Проще говоря, по хиросимским трамваям можно изучать историю уличного транспорта с 50-х годов до последних лет:
20 минут поездки - и мы на остановке "Генбаку дому маэ".
Мокнут под дождём "Деревья Феникса" - аллея коряг полутораметровой высоты с растущими из них молодыми веточками.
Что им дождь, когда они пережили 6 августа 1945 года:
Это была фотография их Хиросимского музея. по которому мы прошли в первую очередь.
А, вот так сегодня выглядит "Атомный купол" - разрушенное здание экспоцентра. С противоположного берега реки Ота, где располагался центр города, точно над которым взорвалась бомба:
С моста Аиои, уцелевшему после взрыва:
Вблизи, со стороны трамвайной остановки:
Онее-тян, как 2 года назад, на фоне реки и окружающих гор:
Ждём трамвай, чтобы ехать в Хиросимский порт Удзина:
Движение в городе - неторопливое, трамваи идут не быстрее московских. До порта ехали ещё полчаса. Немного не доехали, у нашего трамвая была конечная. Я думала, что при пересадке снова придётся платить, но водитель раздал нам карточки, с которыми мы доехали до Удзины на другом.
Я не ставила себе задачи добраться до конкретного места Этадзимы, поэтому, не очень заботясь о том, в какое место острова ехать, взяла билеты до Кирикуси. Плывём:
Согреваемся горячим какао:
Над горами и морем из-за дождя стоял ватный туман, поэтому много не разглядишь:
Каково назначение стоящих в море этих плотов - ни я, ни udma66 так и не смогли догадаться.
Ближе всего к Академии - порт Койо и Онее-тян поверила схеме, на которой Кирикуси и Койо были соединены маршрутом парома, кроме того - остров большой, должен же соединять населённые пункты какой-нибудь транспорт, а путь к достопримечательностям в Японии в принципе никогда не надо искать. Но, я ошиблась. Для нашего парома Кирикуси был конечной остановкой, ни транспорта, ни даже, последнего средства передвижения, такси, тоже обнаружено не было. Но, бешеных туристов вроде Онее-тян это не останавливает, если у неё есть карта.
Около часа ходьбы через деревни, леса, покрытые туманом горы и длинные тунели через них ввергли udma66 в состояние, не перешедшее в панику благодаря безбашенности Онее-тян:
Начавшая расцветать молодая сакура:
Выйдя на берег и увидев противоположный берег, мы поняли, что цель - недалеко:
В одном месте мы наткнулись на пляж, неестественным образом усыпанной пустыми раковинами моллюсков, будто их специально чистили и сваливали сюда:
Точно напротив гремел какой-то заводик и мы подумали, что, скорее всего, он и занимается их обработкой.
До цели уже недалеко:
Вот и порт Койо, от которого ходят автобусы до Военно-морской академии. Узнав номер автобуса до академии, мы поехали туда.
Ехать минут 10 до остановки "Жуккагакко маэ". Сейчас увидим, что за жуков они там готовят:
Я знала, что экскурсии там - три раза в день, но вот что без экскурсии на территорию не попасть вообще - было для меня новым. Бравые военные на КПП, никто из которых ни бельмеса не понимает ничего по-английски, проводили нас в гостевой домик у остановки. То, что с английским у них действительно беда, udma66 заметил, изучая брошюрку, которую нам дали. Неверное написанное слово "force" было заклеено наклейкой:
Внутри гостевого домика бабушка налила нам горячий чай:
За 15 минут мы пошли обратно на КПП, где заставили написать имя-адрес-возраст-пол-профессия-кого ведёшь и провели в комнату ожидания, где, несмотря на дождливый будний день уже сидело человек 20.
Экскурсия началась с осмотра территории. Здание 1917 года постройки, Главный Церемониальный зал, где получали свои дипломы адмиралы Ямамото (Пёрл Харбор в 1941) и Ониси (создание отрядов камикадзе в 1944):
Старый учебный корпус, построенный по проекту английского архитектора, где размещается и женская часть академмии. Здесь учатся и девушки:
Новый учебный корпус и поля для занятий спортом:
Здание Музея военно-морской академии:
Снаружи - снаряд линкора "Ямато":
Первые японские подводные лодки. udma66 где-то увидел, что экипаж такой состоял из... 10 человек. Как?
Внутри музея снимать нельзя, так что - только портрет адмирала Того:
Русско-японской войне посвящена большая часть экспозиции. Не зная, что мы русские особенно активный дядечка из экскурсантов начал нам читать написанное адмиралом Того стихотворение, написанное после
Музей очень японский и отражает очень "патриотичный" взгляд на японскую историю. Так, резня в Нанкине 1937 года (около 150 000 населения перерезали как скотину, экономя патроны) скромно названа "Нанкинским инцидентом" и висит картина, рассказывающая о том, как японские солдаты помогают раненым из гражданского населения.
Выходим с территории:
На автобуса мы возвращаемся на пристань Койо и берём билеты до Куре:
Плыть опять минут 20. По пути встречаются островки как поплавки:
Вот и затянутый туманом порт Куре, города, где во время войны располагалось сердце Императорского военно-морского флота.
На верфях этого города был построен один из двух гигантских линкоров 2-ой мировой - "Ямато". Музей "Ямато" располагается прямо у выхода с паромного терминала. Снаружи музея:
Внутри установлена гигантская модель "Ямато", которую можно обозревать с 4 этажей:
На постройку было задействованно огромное количество сил и ресурсов, но в войну эта громадина вступила поздно и сейчас, разломанная пополам, покоится на дне океана.
Экспозиция отражает историю города Куре и Императорского флота со времён вторжения командора Перри:
Панорама порта Куре:
Торпеда с "Ямато":
Управляемая смертником торпеда:
Самолёт Mitsubishi "Zero", истребитель, но часто используемый для самоубийственных атак:
Снаряды орудий "Ямато":
Несколько кадров на улице:
Торговый центр со странным названием, через который нужно пройти, чтобы попасть на станцию Куре:
От Куре обратно до Хиросимы ехать на электричке почти час. Электричка линии Куре:
На которой мы могли уехать в другую сторону, потому что там есть станция Хиро (пишется так же, как первый кандзи в "Хиросима", но вовремя сообразили.
Из Хиросимы мы уехали не быстро, и пока ждали синкансен - съели по тарелка замечательног удона:
Вот такой длинный день, наполненный свидетельствами о славе военных побед и гореи поражения Японии. Увидели, подышали, поторогали.